Основные аспекты работы главы Минэкономразвития России в ходе министерской встречи по климату и энергетике «Группы двадцати»

23 июля в Неаполе состоялась министерская встреча по климату и энергетике «Группы двадцати» (G20). В ходе данной встречи глава Минэкономразвития России Максим Решетников заявил о том, что меры по борьбе с изменением климата необходимо соотносить с задачей восстановления экономик после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. По его словам, в настоящее время перед миром стоит двойная задача – оправиться от пандемии и модернизировать экономические модели стран, чтобы сделать их более устойчивыми. «Постпандемическое восстановление должно быть устойчивым во всех смыслах этого слова. Реагируя на климатические проблемы, мы не можем забывать о своей социальной ответственности и необходимости восстановления рабочих мест и роста», — отметил министр. В вопросах климатической повестки следует опираться на Рамочную конвенцию об изменении климата ООН и Парижское соглашение, подчеркнул Решетников. Однако каждая отдельная страна должна иметь возможность самостоятельно выбирать путь к достижению поставленных коллективных целей. Необходимо сокращать углеродные выбросы наиболее эффективным путем, добавил глава Минэкономразвития. «В этом отношении мы видим значительный потенциал атомной и гидроэнергетики как источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов – и эти технологии не должны подвергаться дискриминации», — уверен он. При этом важно помнить и о поглощающей способности лесов: без них не получится достичь глобальной углеродной нейтральности. Поэтому проекты по увеличению поглощения выбросов лесами и другими экосистемами должны быть официально признаны способом сокращения углеродного следа. Вместе с тем, меры по борьбе с изменением климата следует распространить на города. Это может быть создание парков и зеленых зон, а также практика разделения отходов. Не последнее значение имеет замена транспорта с двигателями внутреннего сгорания на его «экологичные» виды, включая электромобили и электропоезда, добавил Решетников.  «В 2021 году правительство Москвы приняло решение прекратить закупки автобусов общего пользования с двигателями внутреннего сгорания, за исключением особых случаев. На улицах насчитывается более 650 электрических автобусов, а к концу 2021 года их число достигнет 1000 – это номер один в Европе», — заявил министр. Также в Москве в 2022 году планируется опробовать использование автобусов на водородном топливе. Ожидается, что они будут выделять в десять раз меньше CO2, чем обычный общественный автобус, отметил Решетников. Министр напомнил, что в России предпринимаются активные меры по борьбе с изменением климата. Так, Президент подписал указ ограничении выбросов парниковых газов, принят направленный на эти цели закон. Кроме того, на согласовании правительства находится проект Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года. В стране также разработали национальную таксономию зеленых финансов. Предполагается, что система начнет работать уже в этом году. Московская биржа выпустила уже 24 млрд рублей зеленых облигаций, тогда как прогнозируется рост их объёма до 250-300 млрд рублей. Кроме того, на полях министерской встречи по климату и энергетике «Группы двадцати» (G20) состоялись встречи главы Минэкономразвития России с с заместителем председателя Европейской комиссии, министром экономики и энергетики Германии и министром экологического перехода Франции.    В ходе встречи с заместителем председателя Европейской комиссии Франсом Тиммермансом Максим Решетников заявил, что Россия и Европейский союз в вопросах борьбы с изменением климата должны ориентироваться на многосторонние решения и договоренности. Еврокомиссия подготовила пакет инициатив, включающих введение Пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ). Как полагает министр, такая мера может нанести ущерб торговле России с Евросоюзом. Кроме того, многие страны и предприятия рискуют потерять часть своих доходов, которые могли бы быть направлены на модернизацию производства или реализацию климатических проектов. Избежать негативных последствий поможет многосторонний подход к принятию климатических обязательств, полагает министр. Для их разработки наиболее подходит площадка Рамочной конвенции об изменении климата ООН. «Глобально значимое, эффективное решение климатических проблем может быть достигнуто лишь в сотрудничестве, а не в соперничестве. Это подтверждается значительными масштабами промышленного производства в РФ и в ЕС. Мы делим с вами европейский континент, мы соседи, и должны были бы плотно взаимодействовать по всему спектру этих проблем», — сказал Решетников. Он отметил, что Россия в большей степени, чем многие другие страны, сократила выбросы парниковых газов. По сравнению с показателями 1990 года эти выбросы уменьшились в два раза – с 3,1 млрд тонн эквивалента СО2 до 1,6 млрд тонн. В рамках  встречи с министром экономики и энергетики Германии Петером Альтмайером обсуждались вопросы введения Евросоюзом пограничного углеродного регулирования может нанести вред торговле Российской Федерации со странами Европы. По словам Решетникова, Германия — важнейший партнер России в Европе. Несмотря на некоторое снижение объёмов торговли на фоне пандемии коронавируса, по итогам января-мая 2021 года товарооборот постепенно начал восстанавливаться и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 29,7% — до 21,1 млрд долларов США. В то же время есть риск ущерба сотрудничеству России и Германии , который представляет планируемое Еврокомиссией введение Пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ). «Очевидно, что механизм существенным образом изменит, а в некоторых случаях – и вовсе остановит традиционную двустороннюю торговлю. Мы уже наблюдали, какой эффект на мировую торговую систему произвело введение США пошлин на сталь и алюминий», — пояснил министр. Кроме того, введение механизма приведет к удорожанию сырья. Это отразится на стоимости готовой европейской продукции как на внутреннем рынке ЕС, так и за его пределами, добавил Решетников. «Германия является импортером продукции черной металлургии, труб и алюминия. По нашим самым скромным подсчетам, ежегодная дополнительная нагрузка на импортеров указанных товаров составит порядка 150,5 млн евро по стали, 60 млн евро по трубам и 423 млн евро по алюминию», — продолжил он. Решетников добавил, что Минэкономразвития будет внимательно следить за развитием механизма. «Как министр экономического развития, я призываю Вас посмотреть на этот механизм через призму «экономики», оценить все возможные его последствия. Уверен, есть альтернативы такой высокой цене за достижение климатических целей», — сказал он. Он рассказал, что отдельные элементы «Зеленого курса» европейских стран в некоторой степени уже оцениваются как противоречащие правилам ВТО. «Полагаем важным предотвратить рост протекционизма под ширмой борьбы с изменением климата», — заявил министр. Стороны договорились продолжить обсуждение климатической повестки, в том числе элементов «Зеленого курса» Евросоюза. В ходе переговоров с министром экологического перехода Франции Барбарой Помпили, глава французского министерства заявила, что Франция остаётся одним из крупнейших торговых партнёров и инвестором России в ЕС. Товарооборот между странами в январе-мае текущего года составил 7,7 млрд долларов. Это на 40% больше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом продолжает активно развиваться российско-французская кооперация: французские банки предоставляют финансирование российским компаниям, привязанное к показателям устойчивого развития. В части климатической повестки Россия поддерживает и готова присоединиться к инициативе Франции на площадке ОЭСР по запуску Международной программы действий по климату, рассказал министр. В то же время в Европе набирают обороты тенденции к «зеленому» протекционизму», отметил глава Минэкономразвития. В частности, на прошлой неделе был опубликован пакет «климатических» мер, который в том числе включает предложения Еврокомиссии по Пограничному корректирующему углеродному механизму (ПКУМ). Этот механизм приведёт к удорожанию сырья и готовой европейской продукции, отметил Решетников. Это скажется на французских импортёрах, отметил министр. «По нашим подсчётам, ежегодная дополнительная нагрузка на импортёров составит порядка 103 млн евро по алюминию, 70 млн евро по черным металлам, 92 млн евро по удобрениям и 36 млн евро по цементу», — сказал министр. Он выразил надежду, что французская сторона внесет свой вклад в согласование внутри ЕС справедливых актов, которые будут способствовать товарообороту.